На картах индустриализации молодой Страны Советов это предприятие появилось в 1936 году. В болотистой и глухой уральской тайге в 140 км севернее Свердловска в 1931 году был заложен крупнейший завод по выпуску грузовых вагонов. Нелегок был труд строителей, с упорством и энтузиазмом превращавших таежные массивы в строительную площадку, возводивших грандиозные сооружения будущего красавца-завода.
Вслед за первым в Советском Союзе цехом чугунных колес в строй вступали цехи по изготовлению пружин и автосцепок, создавалась своя металлургическая база. 11 октября 1936 года первые три вагона вышли из ворот малярно-сдаточного цеха - Уралвагонзавод вступил в строй действующих гигантов советской индустрии, таких, как Уралмаш, Магнитка, Челябинский тракторный. Продолжая строиться, завод наращивал темпы выпуска вагонов, набирал силу и растил кадры. Но не много времени было отведено историей для его роста и развития по проектному профилю.
Великая Отечественная война круто изменила его судьбу - молодое предприятие приняло на свою площадку ряд заводов, эвакуированных из западных и южных районов страны, в том числе Харьковский завод имени Коминтерна. В течение нескольких месяцев круглосуточного героического труда сводного коллектива велась перестройка завода, и уже 8 декабря 1941 года с танкового конвейера сошел первый танк Т-34. Одновременно развернулось строительство временного жилья - появлялись деревянные бараки, землянки, столовые.
Небывалый патриотизм, охвативший коллектив, творил чудеса: во много раз перевыполнялись дневные задания, ушедших на фронт мужчин-рабочих заменили женщины, подростки, дети; они создавали фронтовые бригады, осваивали "патоны" - автоматы для сварки танковой брони, металлорежущие станки, прессы и кузнечные молоты.
За героический труд в годы войны коллектив получил орден Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени. Напоминанием о великом трудовом подвиге коллектива служит 35-тысячная "тридцатьчетверка", прямо со сборочного конвейера вознесенная на пьедестал памяти у центральной проходной завода. Нелегкими были для завода первые послевоенные годы. Снова обнажились рельсы довоенного вагоносборочного конвейера и началось освоение новых типов и видов грузовых вагонов. Коллективом отдела главного конструктора - головным в стране КБ грузового вагоностроения, разработано более 60 типов грузовых вагонов, несколько типов тележек.
В новых моделях полувагонов деревянная обшива заменяется цельнометаллической, осваиваются тележки с буксами на роликовых подшипниках. В 1973 году заводом был выпущен последний полувагон с деревянной обшивой. В распоряжении создателей новых видов вагонов хорошо оснащенная экспериментальная база, начала действовать первая очередь САПР "Вагон" (система автоматического проектирования), на очереди внедрение системы автоматизированного расчета основных узлов грузового вагона.
В конструкции серийных вагонов применяется 80 % холодногнутых, горячекатаных, периодических и других экономичных видов профилей проката; для особо нагруженных элементов конструкции применяются стали с легирующими добавками, позволяющими повышать грузоподъемность, увеличивать скорости и срок службы, эксплуатировать вагоны в климатических условиях с температурой до минус 50 °С.
Производственное объединение постоянно пополняется молодыми инженерными кадрами, которые встают в строй разработчиков, исследователей, руководителей многоотраслевого производства.
Металлургическое производство включает в себя мартеновский цех, группу литейных цехов, кузнечные, прессовые, термические цехи и цехи гальванохимических и антикоррозийных покрытий. Более 80 % наименований отливок изготовляются прогрессивным способом: по выплавляемым моделям, с применением жидких самотвердеющих смесей, литьем в кокиль и др.
Вагоносборочное производство включает в себя главный сборочный конвейер и комплекс цехов, обеспечивающих его составными частями: тележками, рамами, тормозным и автосцепным оборудованием и пр. В этом комплексе действует цех-автомат по производству вагонных осей, автоматические и полуавтоматические линии по производству хребтовой балки, рамы, боковых стен, тележек. В изготовлении сварных конструкций широко применяется автоматическая сварка, работает автоматическая линия контактной сварки. Огромный эффект дает широкое внедрение станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, роботизированных комплексов.
Объединение располагает хорошей материально-технической базой для подготовки кадров по основным ведущим профессиям; при объединении имеются два базовых профессионально-технических училища, выпускающих ежегодно 600 рабочих.
В машиностроительном техникуме обучаются 800 студентов на дневном отделении и 600 - на вечернем; техникум готовит специалистов по сварке, холодной обработке металлов, литейному производству, кузнечно-прессовому производству, по наладке станков с ЧПУ. Около 30 вузов страны направляют выпускников для работы в ПО "Уралвагонзавод".
Тысячи рабочих и инженерно-технических работников повышают квалификационный уровень на производственно-технических курсах, в школах передовых методов труда.
Рядом с промышленным гигантом растет и хорошеет современный город с многоэтажными домами, школами и детскими комбинатами, кинотеатрами, магазинами и предприятиями службы быта. Закончено строительство жилого массива на 40 тыс. жителей в живописном районе на Пихтовых горах; в уютных благоустроенных общежитиях живут молодые рабочие, решена проблема с устройством детей в детские дошкольные учреждения.
В лесопарковой зоне поднялись белокаменные корпуса нового больничного комплекса на 600 коек, оснащенного новейшим медицинским оборудованием; в районе расположены поликлиники для взрослых и детей, большой популярностью пользуется заводской санаторий-профилакторий на 200 мест.
Ежегодно в десятках здравниц отдыхают и лечатся тысячи работников Уралвагонзавода и члены их семей. Прекрасна уральская природа, красивые лесные массивы богаты грибами и ягодами, сбор которых является любимым видом отдыха заводчан. Сказочной красоты лыжные тропы - излюбленные места зимнего отдыха, здесь всегда многолюдно в выходные дни, любителей лыжных прогулок обслуживает хорошо оборудованная лыжная база объединения.
Оздоровительным центром работников завода и членов их семей стал плавательный бассейн - Дворец водного спорта, вступил в строй в конце 1980-х Дворец спорта с искусственным льдом на 5000 зрителей. Центром культурной жизни вагоностроителей является Дворец культуры имени И.В. Окунева, Героя Социалистического Труда, директора Уралвагонзавода 1949-1969 гг. Построенный в строгом классическом стиле, с белоснежной колоннадой центрального входа, торжественным и нарядным зрительным залом, парадным убранством вестибюлей из многоцветного уральского мрамора, в блеске десятков хрустальных люстр, Дворец является гордостью вагоностроителей. При Дворце культуры работают коллективы художественной самодеятельности, объединившие любителей вокального и драматического искусства, инструменталистов и танцоров. Самодеятельные артисты Дворца - постоянные участники фестивалей и смотров всех уровней, неоднократные обладатели почетных званий и наград.
Уралвагонзавод располагает стадионом, открытым хоккейным кортом, спортивными залами для баскетбола, волейбола, легкой атлетики и других видов спорта.
В живописном районе на Паленой горе, на берегу Нижнетагильского пруда создано несколько зон отдыха для трудящихся завода и членов их семей с уютными индивидуальными домиками, оснащенными всем необходимым для отдыха в выходные дни и проведения отпуска. Широкой популярностью пользуются коллективные сады, расположенные внутри района и на его окраинах, 11 коллективных садов объединяет 4600 любителей-садоводов. Подсобные хозяйства объединения поставляют в столовые и магазины ранние овощи, мясо, рыбу.
Уралвагонзавод является крупнейшим предприятием Дзержинского района, любовно именуемого "Вагонкой". С центральной частью города "Вагонку" связывают трамваи, автобус, маршрутные и легковые такси.
Источник: history.ntagil.ru
Комментарии
Пн, 02 янв. 2017, 19:33:12 Ответить
Пн, 02 янв. 2017, 19:02:25 Ответить